Точка доступа

Доступность образовательных учреждений в Республике Башкортостан стоит очень остро. Если школы и профессиональные учреждения включены в Государственную программу «Доступная среда» и финансируются из федерального и регионального бюджетов, то ВУЗы должны обеспечить доступность для маломобильных групп населения самостоятельно, большей частью за счет собственных средств.

Это и многие другие вопросы обеспечения доступности обсуждали на семинаре-совещании «О реализации программы «Доступная среда» в Республике Башкортостан Башкирское республиканское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Факел». Реализация проекта осуществляется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в сооотвествии с распоряжением президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп».

С 1 января 2016 года в Российской Федерации вводятся новые стандарты образования. Инклюзивное образование должно быть доступно для всех без исключения. Родители вправе выбирать общеобразовательное учреждение по месту жительства. Психолого-медицинская комиссия (ПМПК) разрабатывает для ребенка индивидуальный образовательный маршрут. Это не значит, что он обучается индивидуально. На комиссии решают, какое направление наиболее приоритетно для обучения – гуманитарное, математическое, прикладное. Школьный курс ребенок должен пройти полностью.

Для детей с ментальными нарушениями предполагается дистанционное обучение, обучение на дому, если ребенок не усваивает школьную программу с обычными детьми. Предполагается создание в школах специальных так называемых коррекционных классов.

В высших учебных заведениях на сегодняшний день обучается порядка 500 людей с инвалидностью с различными формами заболеваний. Поскольку ВУЗы практически не доступны (нет пандусов, лифтов, подъемных платформ) большинство инвалидов-колясочников и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата обучаются на заочном отделении или дистанционно.

С 2016 года высшее учебное заведение могут отказать в продлении лицензии на предоставление образовательных услуг, если в нем не обеспечена доступность для маломобильных групп населения. Школа общественных экспертов «Свободное движение» и экспертно-консультационной центр по формированию доступной среды готовы помочь в разработке мероприятий с применением принципов универсального дизайна и разумных приспособлений.